Правильная техника колеровки и ведение цветовой базы

Автосервис класса А (официальный дилерский центр)

1. Получение информации по коду краски

Каждый год автопроизводитель обновляет цветовую гамму. Появляется 10-15 новых цветов. Необходимо следить за обновлением цветовой программы PPG. Есть возможность зарегистрироваться в Интернете (инструкции по регистрации смотри на http://ru.ppgrefinish.com/ru).

Возможно 3 нюанса:

1)    Если на автомобиле есть код краски (нашли шильду или наклейку, по цветовому директорию разобрались и четко определили код краски), а в программе PPG и в Интернете этого кода нет, надо звонить колористу или технологу АМЕС, мы поможем сделать рецепт такой краски.

2)    На явно не крашенном новом (или не новом) автомобиле нет кода краски. Многие авто производители (особенно корейские марки) печатают цветовой код на наклейке на задней форточке нового автомобиля. Когда делается предпродажная подготовка, эту наклейку срывают и выкидывают и потом возникают сложности с определением кода краски.

Рекомендуем колористу или мастеру МКЦ общаться с руководителем отдела продаж автомобилей, и в день привоза новых автомобилей обойти их и переписать себе кода краски с этих наклеек и примерно описание цветов ( например, яркий синий металлик, похож на ....., код краски ....). Рекомендуем во время предпродажной подготовки автомобиля в салоне наклейку с VIN номером и кодом краски не выкидывать, а вкладывать в сервисную книжку автомобиля.

Если отдел продаж ведет клиентскую базу проданных автомобилей с указанием VIN номера, ФИО владельца с контактным телефоном, туда же можно занести код краски или название цвета. Если такой автомобиль приедет на ремонт в МКЦ, будет не сложно определить код краски и сделать ее.

3)    На автомобиле найдена шильда, но неправильно определен код краски. В таких случаях необходимо использовать толстую книгу (цветовой директорий) где есть все картинки шильд и наклеек с кодом краски и указано как этот код определить по PPG.

2. Изготовление Краски

На автомобиле найден код краски, в программе PPG есть рецепт, возможно, есть варианты цвета. Колористу необходимо, особенно если автомобиль приобретен в салоне при МКЦ, изготовить минимум 0,1л краски по коду (стандарт, не варианты) и сделать тестовую выкраску, высушить и покрыть тест лаком с отвердителем, высушить лак и сравнить тест с прилегающим к месту ремонта элементом.

Важно проводить сравнение на дневном свету, или использовать лампу колориста (3М 16407). Только после сравнения стандартного теста, при наличии значительной цветовой разницы, можно приступать к колеровке или посмотреть и сравнить рецептуры вариантов этого цвета. Обычно, при незначительной цветовой разнице легче отколеровать стандартный рецепт, чем выкрашивать и колеровать варианты цвета.

Если данный цвет часто встречается в колеровке, со временем выкрасить и сохранить все варианты цвета. Картотека стандартных цветов и вариантов имеет бумажную основу и реальная краска на загрунтованной металлической или пластиковой поверхности может иметь существенное отличие.

Важно помнить:

1)    Автомобиль мог подкрашиваться на заводе или в другом автосервисе. Для определения этого необходимо использовать микрометр. Всегда проводить сравнение цвета с прилегающими к ремонту участками.

2)    Большое влияние на цвет краски оказывает тон подложки или грунта (как пример, отличие бамперов. Одна из причин, под краской на кузове автомобиля может лежать подложка от белого до черного оттенка, все бампера окрашиваются на серый грунт).

В таких случаях необходимо либо пользоваться рекомендацией по выбору правильной подложки в программе PPG, либо при ремонте смотреть какого цвета грунт лежит под краской.

Если возникают сложности с колеровкой, можно сделать тест на похожего оттенка грунт (смесь D8010 и D8017) с разным количеством слоев краски верхнего слоя и выбрать какое количество слоев краски лучше подходит по цвету.

3)    Ведение цветовой базы

В любом малярном цеху, особенно в дилерском центре должна нарабатываться своя цветовая база. Картотека основных цветов (тонкие длинные полоски, на каждой по нескольку цветовых штампов) дает скорее обзорную информацию о соответствии цвета.

Реально изготовленная на весах краска после выкрашивания может иметь значительное отличие от полиграфической картинки, при этом не известно в какую сторону. Карточки цветовых вариантов больше соответствуют реальным краскам, однако надо помнить, что тест напылы сделаны на бумаге, выкрашенная железная тест пластина может так же отличаться от бумажного теста.

Поэтому, рекомендация PPG - если машина не меняла цвет и есть код краски, всегда сделать тест напыл стандартного рецепта по коду. Во многих случаях гораздо проще доколеровать стандартную краску, чем терять время и выкрашивать варианты. Обязательно надписать и сохранить в картотеке стандартную выкраску.

Порядок работы колориста

1)    Изготовить минимум 20% краски от заказанного маляром или мастером общего объема. Смешать краску с согласованным с маляром типом разбавителя (смотри документ Смешивание краска, лак)

2)    Напылить краску на железную тест пластину закрашивая черно-белую шашку в максимум 3,5 слоя. Тест-напыл делать из такого же краскопульта, которым красит маляр. Красить с рекомендованным давлением воздуха, правильно напылять краску. Не ускорять сушку феном. Выждать минимум 10 минут до напыления прозрачного лака.

3)    Если краска не укрыла черно-белую шашку за 3,5 слоя, следует напылять краску на загрунтованную эпоксидным грунтом (D834) тест пластину по стандартной технологии в 2,5 слоя.

4)    Напылить прозрачный лак активированный отвердителем в 1,5 слоя.

5)    Высушить тест, минимум 15 минут в камере сушки тест пластин. (сырой лак часто показывает светлый и молочный боковой тон, после высыхания лака этот молочный эффект исчезает. Боковой тон темнеет). Подписать тест.

6)    Наклеить тест пластину на прилегающий к месту ремонта участок рядом со стыком соседнего элемента автомобиля. Сравнение проводить на дневном свету или использовать лампу колориста (3М).Сравнивать цвет на расстоянии минимум метр от стыка элемента и выкраски.

7)    Сравнение проводить на улице при дневном освещении, желательно избегать прямых солнечных лучей, особенно солнце в зените (12.00-14.00). Важно чтобы окружающие объекты, особенно цветные (рядом стоящие автомобили, заборы, здания) находились не ближе 2- х метров.

Если нет возможности провести сравнение на дневном свету (темное время суток, машину не выгнать на улицу из цеха кузовного ремонта), надо использовать переносную лампу колориста 3М, однако важно помнить- лампу подносить на расстояние не ближе 50см к образцу, финальное сравнение желательно сделать на дневном свету.

8)    Для анализа расхождения цвета использовать распечатку рецепта краски, хроматический круг и веер компонентов. Для выявления цветовой разницы, особенно на темных цветах, выкраску цвета и прилегающий участок элемента автомобиля покрыть глянцевым слоем очистителя D837 из распылителя (137744).

Разобравшись и приняв решение изменить рецепт краски (увеличить или уменьшить количество каких-либо пигментов), сделать необходимые добавки, сделать новый тест. Пронумеровать новый тест.

9)    Обязательно в первую очередь, сравнить новый тест с предыдущим и удостовериться, что цвет меняется в нужном направлении, только затем провести сравнение с элементом автомобиля.

10) При необходимости продолжить корректировку рецепта краски с окраской тест пластин. Использовать знания и опыт полученный в процессе обучения на курсах колористов, либо на практических занятиях с работающим опытным колористом.

11)  Когда краска очень прозрачна и не удается приблизить цветовой оттенок даже при колеровке на серый эпоксидный грунт (D834), пробовать напылять краску на рекомендованную (по программе PPG ) тоновую подложку на основе D8010,D8017.

12)  Важно помнить, что с первого налива 100 грамм густой краски можно напылить 1 тест , затем необходимо либо долить измененной краски в эту же банку, либо изготовить новые 100 грамм краски в новую банку. Помнить, что на окраску тест пластины уходит порядка 20 грамм разведенной краски, большое количество выкрасок снижает точность пересчета финального рецепта.

13)  Когда колорист приходит к выводу, что окрашенная тест пластина и краска на автомобиле похожи по цвету, ему необходимо позвать мастера цеха и маляра и показать им результат своей работы. Сравнение цвета проводить на расстоянии не ближе метра, желательно на дневном освещении или использовать лампу колориста.

14)  В зависимости от тона краски, ее прозрачности, рекомендации по цвету подложки и количеству слоев, а так же от того, какие элементы на автомобиле нужно красить, Мастер цеха принимает решение либо продолжить процесс колеровки, либо красить детали встык, либо окрашивать автомобиль методом растушевки краски на соседние детали.

15) После окраски и сборки автомобиля, обязательно на дневном свету сравнить окрашенный элемент и финальную выкраску цвета. Если расхождение значительно, значит смотреть как красит маляр, проверять соответствие укрывистости, выбор подложки и технологию напыления краски.

16) Сохранять и подписывать пластины, которые хорошо подходят по цвету к краске на автомобиле, и когда есть уверенность в том, что после окраски расхождения по цвету между этим тестом и окрашенным злементом не будет.

Качественной колеровкой считается изготовление достаточно похожей краски за максимум 6 шагов и 6 контрольных тестов. На налив краски, изготовление теста и сушку краски тратится порядка 20 минут. Соответственно, 6 тестов- 2 часа времени профессиональный колорист обычно тратит на изготовление краски.

Если за 5-6 тестов колористу не удается достаточно близко подобрать цвет, рекомендуется прекратить колеровку, и красить автомобиль используя метод растушевки цвета . Учитывая, что пока сохнет краска или лак на тесте, колорист может наливать либо смотреть другую краску, в день колорист может отколеровать 5-6 обычных красок в стандартном рабочем режиме.

С уважением,

Ведущий Технолог ЗАО "АМЕС"

Стельмах Д.А.